Entry tags:
Футбол после вечерней пуджи

Футбол в монастыре деревни Ло (Lho), Manaslu area, Непал, ноябрь 2009
Буддийский монах должен всячески поддерживать свой статус кво – имидж религиозного подвижника, далекого от мирских проблем, поэтому проявление бурных эмоций считается недопустимым для последователей этой религии. Казалось бы, какой уж тут футбол.
В Тайланде и Камбодже, например, слишком горячо болеющие за любимую команду монахи могут лишиться сана. Такая строгость обусловлена тем, что прямые трансляции с чемпионатов мира по футболу, проводимых в Европе, показывают по местному TV в ночные и предутренние часы, и из-за их просмотра монахи-болельщики не в состоянии проснуться, как положено, к пяти утра, чтобы начать традиционный сбор подаяний у населения, и, что уж совсем никуда не годится, просыпают монастырские утренние религиозные церемонии.
В крупных городских монастырях, конечно, такую картину редко увидишь, а вот в глубинке, в горах, там все проще. И народ в отдаленных монастырях в основном полнокровный, жизнерадостный и открытый, доктрина "жизнь – иллюзия и страдание" плохо приживается. Молодежь отсиживает пуджу и – вперед на игру. Только рясы по полю летают.

...а в нужный момент легким движением руки превращаются в элегантные шорты:

Болельщики:


Деревня Ло (Lho), Manaslu area, Непал, ноябрь 2009
Популярность этого вида спорта среди буддийских монахов была в некотором роде "спровоцирована" еще и нашумевшим фильмом "Phörpa" (The Cup/Кубок), вышедшим на экраны в 1999 году (режиссер и сценарист – Khyentse Norbu).

Режиссер, писатель и художник Кхентце Норбу – буддийский лама и тулку (перерожденец), личность во всех отношениях выдающаяся. Держатель трона Дзонгарского монастыря в Бутане, духовный настоятель нескольких монастырей в Бутане и Сиккиме, в семилетнем возрасте в нем, носившем тогда имя Тубтен Чокьи Гьяцо, была распознана третья реинкарнация знаменитого тибетского святого, мыслителя и реформатора буддизма Дзонгсара Джамьянга Кьентсе Ринпоче, жившего в XIX веке.
Основатель национальной кинематографии в Бутане, поклонник фильмов Бертолуччи и Тарковского, сторонник идеи, что буддизм – это религия радости и открытости миру, а не аскезы. Кхентце Норбу снял один из моих любимых фильмов на "азиатскую" тему "Странники и волшебники" (Travellers and Magicians, 2003), а вот старый фильм "Кубок" я впервые посмотрела совсем недавно, и всем, кто не видел, его горячо рекомендую.
Фильм основан на реальных событиях, и тибетские монахи в фильме играют настоящие, фактически они играют сами себя, никак не декларируя свою исключительность, простым человеческим языком, без "просветленной" мины рассказывают о своей жизни, о повседневных радостях, промахах, слабостях и увлечениях, о дружбе и сочувствии.
Действие происходит в тибетском монастыре на территории Индии, основанном беженцами. Молодые послушники монастыря далеки от истинной тоски по родине, которую многие из них почти не помнят, они живут обычной жизнью мальчишек, живых и шкодливых – учатся, медитируют, ведут монастырское хозяйство, при всем этом открывают для себя счастье быть футбольными болельщиками (болеют за французов, ведь Франция выступает за независимость Тибета), ночью тайком сбегают в соседнюю деревню смотреть чемпионат мира по футболу, получая за это "наряды по кухне вне очереди на все девять жизней", расписывают стены граффити, подшучивают над местным монастырским "святым прорицателем", собирают с братии деньги, чтобы для просмотра финала чемпионата мира арендовать у местного лавочника телевизор с огромной ободранной жестяной "тарелкой" и, вопя от радости, везут его в монастырь на тракторе. Кто-то носит под рясой майку с надписью "Рональдо", собственноручно выполненной зеленым фломастером, и оклеивает стены кельи картинками с любимыми футболистами, не забывая молиться за них каждый день, кто-то разглядывает глянцевые журналы с красотками, кто-то регулярно спит во время молитвы...
А старый настоятель Чонджору тоскует по своей земле, куда он не может вернуться, потому что "китайцы продолжают сеять рис в Тибете".
Фильм полон забавных бытовых деталей и ситуаций, и смотрится очень легко. Его можно было бы назвать комедией, не будь он таким бесконечно трогательным.
Почему монахи играют в футбол? Почему высокопоставленный буддийский лама снимает фильмы про монахов-болельщиков? Сам Кхентце Норбу отвечает на этот вопрос просто: "Мир изменился".
no subject
no subject
Со временем сейчас не очень у меня, но я постараюсь хотя бы начать описание путешествия в районе Манаслу до конца этого месяца.